«Формирование психологической готовности дошкольников к обучению в школе»

Ляхович Екатерина Артуровна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского творчества»

г. Щекино Тульской области

В настоящее время наблюдается повышенный интерес в среде  педагогов, психологов к проблеме формирования психологической готовности детей  дошкольного возраста к обучению в школе. В современной отечественной психологии является общепризнанным сложный, многогранный характер проблемы формирования ребёнка к  обучению в школе. Данная проблема сохраняет свою актуальность в связи с тем, что  для успешного обучения в современной школе необходимы: высокий уровень интеллектуального, волевого, личностного, нравственного развития,  сформированность мотивационно–потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе  с учителем, со сверстниками. Основные процессы гуманизации и психологизации современного образования актуализируют проблему формирования психологической готовности дошкольников к процессу обучения, направленную на успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения. Растущие требования к организации воспитания и обучения, поиск новых, более эффективных педагогических и психологических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие со спецификой психического развития данного возраста. В этом контексте исследование формирования психологической готовности детей к учению в школе, приобретает особую социальную, педагогическую и психологическую актуальность.

В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.С.Выготского (1983), Л.И.Божович (1968), Л.А.Венгера (1978, 1994), Н.Н.Поддьякова (1989), Н.Г.Салминой (1988), Д.Б.Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л.С.Выготским и разработанные Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению. В содержание психологической готовности Д.Б.Эльконин включает новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению.

В современной психолого-педагогической литературе психологическая готовность к обучению рассматривается в двух аспектах:

1. интеллектуальная готовность детей к школе,

2. личностная готовность детей к обучению, которая включает в себя:

• а) нравственно-волевую,

• б) эмоциональную,

• в) коммуникативную,

• г) мотивационную стороны.

Понимание сущности психологической готовности к обучению диктует особые требования к её диагностике и формированию. Основные преобразования в психике ребёнка происходят в структуре ведущей деятельности этого периода – учебной деятельности. Поэтому готовность к обучению целесообразно рассматривать как сформированность  предпосылок к овладению учебной деятельностью. Это позволяет рассматривать структуру готовности по аналогии со структурой учебной деятельности в единстве мотивационного, операционного и регулирующего компонентов. 

В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования.

В целом раскрывая  сущность готовности ребенка к школе, прежде всего, необходимо отметить, что существует готовность психологическая и психофизиологическая. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.         Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на возраст 6 — 7 лет.

Под психофизической  готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.

Проблема готовности к школьному обучению включает два ключевых аспекта. Первый заключается в организации всей воспитательной работы, направленной на формирование общей психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Второй в специальной подготовке детей к усвоению тех предметов, которые они будут изучать в школе. Современная школа предполагает у детей, поступающих в первый класс, не только наличие каких – либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной аналитико–синтетической деятельности, более высокого уровня развития нравственно–волевых качеств, трудолюбия, работоспособности.

При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются  в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.  Психологическая готовность формируется постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольном обучении, в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребёнка.  

Необходимо отметить, что именно в игровой, изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности у ребёнка формируются способности, которые трудно или невозможно сформировать позже, а именно этими видами деятельности ребёнок занят в детском саду. Постепенное включение в программу детского сада обучение началам математики и грамоты, построение с максимальным учётом возрастных особенностей маленького ребёнка, не нарушающее всей остальной воспитательно–образовательной работы детского сада, направленное на развитие у детей лингвистических и математических способностей, даёт возможность школе, развивая эти способности, продолжить и закрепить то, что уже сделано в дошкольном возрасте. 

Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению – это оптимальный вариант формирования психологической готовности к школе у дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.

Вопрос о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, её сущности, структуре, ведущих показателях, а также её влиянии на успешность обучения, как  на начальном, так и последующих этапах, всегда интересовал психологов и педагогов. При различных в формулировках авторов, работающих над проблемой готовности к школе, их объединяет понимание готовности к школьному обучению как комплекса определённых  психических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения дошкольников в школьную жизнь. Одни учёные и специалисты считают достаточным критерием  готовности к обучению в школе определённую степень морфологического развития – биологическую  зрелость (определяемую, например, по смене молочных зубов). Другие в качестве ведущего фактора выделяют умственное развитие. Третьи полагают определяющим уровень психического и прежде всего личностного развития. Большая часть исследователей использует комплекс диагностических и психофизических методик, определяющих психолингвистическое развитие, зрительное восприятие, зрительно – моторные координации.    

Диагностика должна  происходит в игровой форме, что снижает психологическое напряжение, понижает уровень тревожности. Игра, как ведущая деятельность этого возраста, помогает ребёнку лучше раскрыться. Большое значение имеет и то, что ребёнок находится не один на один с психологом, вовлечён в знакомую игровую ситуацию. Эта игра проводится как диагностический минимум, при необходимости (или по запросам) назначается дополнительное обследование в присутствии родителей.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Предварительное обследование ребёнка необходимо, но это не должно быть «вступительным экзаменом», по результатам обследования не может, ставится диагноз об «отставании» или «опережении» развития. И самое главное – обследование должно быть комплексным, включать и учитывать все стороны развития ребёнка – не только слабые, но и сильные.

Важно, чтобы предварительное обследование не стало основой для разделения детей по специальным классам (за исключением случаев, определяемых медико–педагогическими комиссиями, которые имеют юридическое право и несут юридическую ответственность за решение вопроса о возможности обучения ребёнка в массовой школе).

Уровни готовности являются общепринятыми и условными. Однако их выделение позволяет не только  определить психологическую готовность ребёнка, но и спрогнозировать, спланировать направления индивидуального формирования при подготовке к обучению в школе. В процессе подготовки детей к школе применяются множество различных методов  формирования мотивации  к учению, личностной готовности к обучению  и эта работа даёт положительные результаты. Обследования детей и анкетирование родителей, проведённые перед поступлением в школу подтверждают, что к концу дошкольного возраста, как правило, дошкольники положительно относятся к школе и учению. Анализ общего развития ребёнка, как правило, оценку уровня не только элементарных знаний малыша о себе и об окружающем мире, но и развития логического мышления, т.е. способности к систематизации и классификации, понимания смысла и последовательности событий, умения сделать простые логические выводы и обобщения.  

Активное использование в педагогической практике новых обучающих технологий ещё до школы, с одной стороны, актуализирует потенциальные возможности психики детей этого возраста, с другой, делает необходимым специальное дифференцированное и индивидуализированное изучение развития психологической готовности детей дошкольного возраста к учению в тех или иных образовательных условиях. Обращение к данным практической психологии, направленным на анализ проявлений школьной начальной неуспеваемости, психологических факторов, порождающих тяжелые переживания неуспеха у младших школьников в процессе обучения, с особой остротой обнаруживает необходимость и актуальность изучения проблемы помощи детям ещё до школы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.