Полет от радости творчества! Хахина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Щекино Тульской области

Хахина Ольга Владимировна,

 педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества»

г. Щекино Тульской области

 

Полет от радости творчества!

Очень часто работа с детьми ограничивается стенами изостудии. В нашем Центре детского творчества мы пришли к выводу: необходимо найти отдушинудля свободного творчества детей. Ею стал пленэр.

Пленэр (от фр. enplainair — «на открытом воздухе») — это живописная техника изображения объектов на открытом воздухе при естественном свете.

Художники собирают свои кисти, карандаши, краски, маркеры, скетчбуки, холсты и выходят на свежий воздух, чтобы сотворить шедевр! Там они не бездумно копируют увиденное, а осуществляют исследовательскую деятельность, внимательно изучают окружающий мир, подмечая самые тонкие изменения в нем. Контакт с миром живой природы является для них источником творческих сил. Их живопись полна жизни, стремительна и легка. Они не стремятся к точному воспроизведению, а ограничиваются общим восприятием.

О пользе  рисования с натуры для детей можно говорить бесконечно: повышается интерес к изображению реального мира, к многообразию  его форм и образов. Пленэр позволяет развить эмоциональность, отзывчивость, умение выразить свои впечатления. В процессе активного участия в творческой деятельности на природе происходит накопление  эстетического опыта. Непосредственное созерцание объектов окружающего мира, их дальнейшая трансформация и воплощение в художественных образах  позволяет формировать у юных художников те нравственные качества, которые так необходимы современному человеку: чувство сопричастности к культуре своего народа, любовь к родному краю, в котором родился и живешь, в конечном итоге гражданственность и патриотизм.

Творчество на открытом воздухе  —  это одна из лучших форм работы для развития способностей детей активно воспринимать окружающую действительность и внимательно вслушиваться в разные её особенности.  Такая деятельность позволяет знакомить детей с более сложными формами искусства по сравнению с той, которую они исполняют сами. Помогает пленэр вхождению детей в мир народных традиций, он гармонично вводит их в тайны творчества своего народа, является источником для знакомства с творчеством народных художников, архитекторов и композиторов, с образным миром их  произведений.

К сожалению, пленэр современными педагогами используется не так часто. Немногие применяют его для организации своих занятий. Такая форма достаточно неудобна, требует определенных усилий, тщательной подготовки и правильной организации.За годы своей педагогической деятельности я неоднократно убеждалась в необходимости  для юных художников работы на природе.

Ежегодный пленэр для детей,  занимающихся в изостудии «Жар-птица» – настоящий праздник! Необычному занятию я придаю эмоциональную насыщенность, стараюсь сделать его запоминающимся и увлекательным. Работа начинается с изучения элементов пейзажа, строится по принципу «От простого к сложному». После знакомства с новым материалом юные художники приступают к самостоятельной работе над набросками, зарисовками и этюдами. В ходе творчества на открытом воздухе, под воздействием солнечного света и окружающей атмосферы у детей появляется возможность в новой обстановке применить знания, полученные на занятиях в стенах изостудии. Я отслеживаю выполнение задания и степень усвоения новой темы каждым ребенком в группе, делаю общие и индивидуальные замечания по работам детей, помогаю исправить ошибки, корректирую те или иные аспекты композиционных решений словесными указаниями. В конце практической работы вместе с детьми мы подводим итоги, проводим анализ и обсуждение работ, оформляем импровизированную выставку прямо на улице, в ходе которой каждый юный художник рассказывает о своей работе, придумав ей оригинальное название.

Выход на пленэр для моих воспитанников — это возможность приятно провести время наедине с природой, возможность отдохнуть, приобрести новых друзей и попробовать выразить на бумаге свои впечатления об окружающем пейзаже. Главное — ощутить полет от радости творчества! Незабываемые впечатления для юных художников гарантированы в ходе интересных поездок в очень красивое и уникальное место – усадьбу Тургенева Спасское-Лутовиново! Как много эмоций и размышлений в детских сердцах вызывают дом-музей, мастерская художника «Аббатство», хозяйственные постройки, усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы Поленово, луга, леса, сельскохозяйственные угодья!

Мои воспитанники ежегодно вновь открывают для себя удивительное место Тульского края — усадьбу Ясная Поляна, которая для многих из них является одним из красивейших и живописнейших мест в нашей области. Усадьба Ясная Поляна — это место, обладающее исторической и культурной ценностью, впитавшее в себя всевозможные русские традиции. В этом месте родился Л. Н. Толстой, здесь он жил и творил.

Я убеждена, что для юных художников приобретаемые навыки пленэрной живописи  в будущем станут хорошей школой для дальнейшего развития их творческих способностей, а пленэрные работы, созданные в момент соприкосновения с природой, светом и воздухом, —  бесценным рабочим материалом для выполнения последующих композиций.  Возможно, они  не станут в будущем деятелями искусства, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит их духовный и нравственный мир, позволит раскрыться, научит восхищаться красотой и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.

Рисунок1 Рисунок2 Рисунок3 Рисунок4
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.