«Организация обучения начальным знаниям в области обороны и военно — патриотическое воспитание в школе №13 им. С.В.Залётина г. Щёкино» Токмакова Ирина Валентиновна, преподаватель-организатор ОБЖ

Токмакова Ирина Валентиновна,
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «Средняя школа №13
им. С.В.Залётина»
г. Щекино Тульской области

«Организация обучения начальным знаниям
в области обороны и военно — патриотическое
воспитание в школе №13 им. С.В.Залётина г. Щёкино»

Презентация

Предмет исследования – работа преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию учащихся 10-11 классов на уроках раздела «Ос-новы военной службы» курса ОБЖ.
Цельработы – показать методы и приемы военно-патриотического вос-питания на уроках раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ и в рамках общешкольных военно-патриотических мероприятий.
Задачи:
1. Проанализировать методологические основы военно-патриотического воспитания, его цели и задачи, основные методы.
2. Определить основные направления работы преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию на уроках и внеклассных мероприятиях по разделу «Основы военной службы» с учащимися
3. Проверить эффективность работы по военно-патриотическому вос-питанию, проводимой с учащимися старших классов.
Методы: педагогическое наблюдение, беседа, изучение предметной дея-тельности учащихся изучение и обобщение передового педагогического опыта в области военно-патриотического воспитания, социальные методы (анкетиро-вание, тестирование).

Введение
«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Россий-ской Федерации», — говорится в статье 59 Конституции РФ.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспита-ния и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического вос-питания молодежи, так как именно оно должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
В школе ребята получают первую профориентацию, нередко и практиче-ски знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, води-теля, санинструктора.
Система военно-патриотического воспитания отличается сложными, ор-ганизационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.

Глава 1.
Работа преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию в процессе учебной деятельности

Методическая характеристика основных типов уроков ОБЖ
Все методы преподавания можно сгруппировать по нескольким фунда-ментальным признакам. Это: источник знаний; характер действий учителя; ха-рактер действий ученика.
При использовании этих признаков в качестве критериев легко выделить три группы методов обучения – словесные, наглядные, практические. Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источ-ником знания, тем не менее, остается слово. При использовании наглядных ме-тодов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае дея-тельность школьников. Учитель главным образом направляет внимание уча-щихся, уточняет правильность их восприятия. Практические методы преду-сматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе практической работы.
Уровень познавательной деятельности закладываю на стадии подготовки урока и реализую путем постановки задач и вопросов в ходе занятия.
Выделяю:
 рецептивный уровень, характеризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого текста учащимися;
 репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, т.е. организацией вопросно-ответной формы из-ложения материала;
 эвристический уровень отличается снижением активной роли учи-теля на уроке. При использовании данного метода тщательно продуманные во-просы учителя подводят учащихся к пониманию материала;
 исследовательский уровень характеризуется только контролем со стороны учителя, а учащиеся самостоятельно выполняют задания.
Например:
1. Проверочная работа: Вооруженные силы РФ . История создания ВС РФ. Задачи армии в мирное время. Определить роль армии в системе обес-печения национальной безопасности страны. Оценить уровень знаний уч-ся. Определить основные задачи ВС в мирное время, основные этапы создания ВС РФ. Решение проблемной задачи. Рейтинговая система. Знакомство с новым материалом. Проверочная работа. Написать реферат об истории возникновения любого рода войск.
2. Боевые традиции ВС РФ. Дни воинской славы – памяти поколений. Ввести и закрепить понятие патриотизм и воинский долг. Дать формулировку понятия воинский долг. Определить признаки патриотизма. Выяснить, что знают уч-ся о героях России Рейтинговая система. Знакомство с новым материалом. Экспресс-опрос. Составить кроссворд «Русская армия».
3. Символы воинской чести. Почетные награды за воинские отличия. Разобрать значение воинской символики и ритуалов. Оценить значение ритуа-лов ВС РФ. Разобрать значение основных символов ВС – знамя, форма. Прове-сти беседу об известных наградах. Знакомство с новым материалом.
Беседа. Написать краткую историю любой российской награды.
4. Проверочная работа: Вооруженные силы РФ. История, традиции и символы ВС РФ. Определить уровень знаний уч-ся. Подвести итоги. Составле-ния кроссворда. Выслушать в форме докладов краткие истории наград и рефе-раты. Рейтинговая система. Доклады. Беседа. Принести официальное описание воинской награды.
5. Воинская обязанность. Подготовка к военной службе: разобрать ос-новные понятия воинской обязанности и подготовку граждан к службе. Дать формулировку понятия воинская обязанность. Определить знания и умения не-обходимые для солдата и способы их приобретения. Письменно ответить на во-прос: «почему я хочу (не хочу) служить в армии».
6. Практическое занятие. Основы военной службы, НВП в вой-сках. Строевая подготовка. Изучение основных строевых команд. Перестроения. Определить основные правила подачи команд. Физические упражнения.
Без патриотизма и верности воинскому долгу нет защитника Отечества, а есть просто наемник, выполняющий свои обязанности за деньги, всегда готовый перейти туда, где больше заплатят.
Патриотизм и верность воинскому долгу – это те моральные и духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.
Упражнение 1. «Это подвиг?»
Предлагаю учащимся письменно ответить на следующие вопросы:
1. Приведите пример воинского подвига, совершенного русским, со-ветским солдатом (2 — 3).
2. Есть ли в обычной, мирной жизни место подвигу? Если да, то при-ведите примеры.
3. Какая участь могла бы ждать Россию на разных этапах ее истории, не имей она талантливейших полководцев и мужественных солдат?
4. В чем заключается воинский долг? Его выполнение это подвиг или обязанность военнослужащего?
Сейчас наблюдается эволюция ценностных ориентаций молодежи от нравственных, духовных в сторону прагматических. Часто нравственным счи-тается то, что приносит доход. Сухая статистика констатирует катастрофическое падение ориентации молодых на военную службу.
Так, например, в ходе проведения опроса на одном из уроков по разделу «Основы военной службы» курса ОБЖ учащиеся 11 «А» класса показали нега-тивное отношение к необходимости выполнения конституционного долга по защите своего Отечества в рядах Вооруженных Сил РФ. Для выяснения военно-патриотического мировоззрения старшеклассникам была предложена небольшая анкета-опросник.
Анкета для выявления уровня военно-патриотического развития.
Укажите дату рождения (год, число, месяц).
Фамилия, Имя, Отчество (по желанию).
Как вы относитесь к службе в ВС РФ?
Хотели бы, чтобы кто-то из Ваших родных был военным?
Какие виды войск Вы знаете?
Что для Вас значит понятие Родина?
Что для Вас значит понятие честь, достоинство?
Гордитесь ли Вашей страной?
Хотели бы Вы стать офицером Российской Армии или получить военно-техническую специальность?
Знаете ли вы важнейшие дни воинской славы? Перечислите их.
Важна ли дисциплина при воспитании гражданина – будущего защитника Отечества?
Что такое патриотизм для Вас?
Что такое военный патриотизм?
Как Вы относитесь к срочной (по призыву) службе? К службе по контрак-ту?
В каких видах (родах) войск Вы хотели бы служить?
Что значит знамя (флаг) для воинской части (корабля)?
Что Вас не устраивает в современной армии?
Дайте определение воинскому долгу.
Поставьте дату опроса (число, месяц, год).
После проведения опроса была скорректирована работа по военно-патриотическому воспитанию как в ходе проведения уроков по данному разде-лу, так и ряда внеклассных мероприятий.
В частности были проведены уроки по разделу «Основы военной службы» с военно-патриотическим уклоном (см. подраздел 2.2 и 2.3.). На уроках де-монстрировался фильм о подвигах наших разведчиков в тылу врага. Проводи-лось внеклассное мероприятие по теме: «Военно-учебные заведения или как стать офицером». Был проведен урок о великих полководцах России и важней-ших датах воинской славы.
После чего были разработаны тесты достижений с целью проверки усво-ения учебного материала.
Ведущее место в учебно-воспитательной работе с учащимися отводится методу творческих проектов. Под проектом понимается самостоятельная твор-ческая работа учащихся, соответствующая их возрастным возможностям.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постоянно усложня-ющихся практических заданий, обладающих субъективной или объективной новизной.

Глава 2
Работа преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию во внеурочное время
Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить со-временному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укреп-ление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный вре-менем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей си-лы и веры в планетарную устойчивость России.
В нашей школе создана и работает на протяжении многих лет программа по военно-патриотическому воспитанию «Я — гражданин России».
Работа идет по трем направлениям:
I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооружен-ных Сил.
В рамках данного направления в нашей школе проводятся мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины. Организовано шефство над памятником «Вечный огонь», который находится возле нашей школы. Ежегодно проводятся Вахты памяти, митинги на братских захоронениях и в других памятных местах г. Щекино и Щекинского района, экскурсии, уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Обучающиеся выступают с поздравлениями и концертами перед вете-ранами войны и труда. В честь памятных дат проводятся выставки, викторины, конкурсы, просмотры видеофильмов.
Много лет в школе работает поисковый отряд «Искатель», участники ко-торого активно участвуют в Слётах поисковых отрядов, изучают историю род-ного края по документам и фронтовым письмам, работают над исследователь-скими проектами.
Старшеклассники участвуют в фестивале «бардовской» песни «О героях былых времен», фестивале-конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», ежегодном школьном конкурсе «Символы России» на лучшее знание государственной символики, во Всероссийской молодёжно- патриотической акции «Я — гражданин России».
В школе выпускаются тематические стенгазеты, посвященные дням памяти наших земляков: Героя Советского Союза Ивана Алимкина и Лизы Шам-шиковой (ее имя носит улица, на которой находится наша школа).
Школьники регулярно совершают экскурсии в музеи г. Щекино, Тулы и Тульской области по темам:
-«Оборона города Тулы»;
-«Щекино в дни оккупации»;
-«Братские могилы Щекинского района»;
-«Куликово поле – поле русской славы».
В школе организуются конкурсы военно-патриотической песни и другие праздничные мероприятия, посвященные великим праздникам.
Ежегодно пополняется новыми материалами школьный сборник «Орга-низация патриотического воспитания в школе №13».
9 мая 2015 года в городе Щекино, как и по всей России, проходило ше-ствие Бессмертного полка в честь 70-летия Великой Победы. Учащиеся нашей школы приняли в нем активное участие. Ученики и учителя несли портреты своих родственников, воевавших в Великой Отечественной войне.
Шествие завершилось митингом у мемориала щекинцам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны, который находится у нашей родной школы.
Учащиеся 10 классов на митинге несли вахту памяти «Пост №1».
Щёкинцы слушали выступления ветеранов, которым мы обязаны Победой, память о которой будем продолжать хранить.
В 2009 году нашей школе присвоено имя героя России депутата государ-ственной Думы, лётчика-космонавта С.В.Залётина. С нашим земляком-героем в школе тесно связана традиция – празднование «Дня героя», который проходит ежегодно в апреле, и на котором обязательно присутствует Сергей Викторович Залётин.
В рамках «Дня героя» в школе проводится «Урок Успеха», а также спор-тивные и интеллектуальные соревнования, где непосредственное участие при-нимает Герой России.
II направление. Военно-спортивные игры
Данное направление реализуется через участие обучающихся нашей шко-лы в военно-спортивной игре “Зарница”, соревнованиях “Школа безопасности”, туристических слётах, которые в комплексе решают задачи почти всех компо-нентов системы военно-патриотического воспитания.
Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА–АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популяр-ность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспита-ния обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организа-ционное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защит-нику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют ме-сячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы.
Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в соревнованиях по военно- прикладным видам спорта, как в школьных так и городских, где завоёвывают призовые места.
III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов
Работа по данному направлению осуществляется через руководство воен-но-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими.
Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по во-енно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего вос-питательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – «Основы военной службы» — призван закрепить уже имеющи-еся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения. Иными словами, сформировать умения и навыки во-енно-прикладного характера.
Став преподавателем-организатором ОБЖ, я столкнулась с такой про-блемой как оформление предметного кабинета. Благодаря моим усилиям в кратчайшие сроки в школе был создан кабинет ОБЖ, который эстетично оформлен, оборудован и оснащен современными техническими средствами обучения.
Созданный кабинет ОБЖ является воспитательным центром военно-патриотической работы в нашей школе, наличие которого придает всей прово-димой работе системности, способствует закреплению позитивных традиций. В кабинете ОБЖ имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы по по-исковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических тра-дициях старших поколений.
На базе кабинета ОБЖ проводятся:
 уроки истории, литературы, а также других предметов по материа-лам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимо-связи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
 встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществля-ется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.
 уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков.
Особую роль в патриотическом воспитании имеет система нравственных ценностей: толерантность, уважение к старшим, забота о младших, бережное отношение к человеческой жизни.
В нашей школе с 1962 года работает музей боевой славы, который по своему профилю является краеведческим. В двух залах музея расположены две экспозиции: « История школы» и «История г.Щёкино и района».
Экспозиция музея истории школы посвящена становлению и развитию воспитательной и образовательной систем школы, а также жизни и деятельности выдающихся учеников – выпускников:
• Героя России, космонавта России, депутата Областной
• Думы С.В.Залётина,
• Победителя Минуты славы Токаева Максима,
• врача, писателя С.М.Овчинникова,
• поэта О.Акулова,
• героического капитана спецназа СтарцеваМарата,
• Мастерицы Филимоновской игрушки Масленниковой Елены и др.
В музее нашей школы собраны материалы о дореволюционной истории нашего края, а также событиях в годы Великой Отечественной войны и после-военного времени.
Материалы музея широко используются на уроках истории, общество-знания, географии, основ безопасности жизнедеятельности
Материалы музея на протяжении многих лет пополняются экспонатами, собранными поисковыми отрядами.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к за-щите Родины, придает всей проводимой работе системность, последователь-ность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрас-тающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан оста-ется важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить зна-ниями, а факел, который нужно зажечь!”
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лест-ные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию. Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, в “Школе безопасности”, встречаются с вете-ранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.