«Нормативно-правовое сопровождение воспитательного процесса общеобразовательной организации в условиях ФГОС» Маторина Е.Э. методист МБОУ «Средняя школа № 12»

Презентация

«Нормативно-правовое сопровождение воспитательной компоненты общеобразовательного процесса в условиях ФГОС»

(СЛАЙД) В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие вос-питание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс стра-ны. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления, подготовки к жизненному самоопределению. В связи с этим вос-питание в деятельности общеобразовательного учреждения становится само-стоятельным направлением, которое отвечает за формирование «воспитатель-ной системы», «воспитывающей среды», «воспитательной деятельности».
(СЛАЙД) Во исполнение поручения Президента Министерством обра-зования и науки РФ разработана Программа развития воспитательной компо-ненты в общеобразовательных учреждениях, которая является составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся, устанавливает обязательные требования к содержанию воспитания школьников, расширяет и конкретизирует его содержание. Программа тесно связана с обновлением содержания воспитания и основывается на первостепенном зна-чении формирования российской культурной и гражданской идентичности и приобщения школьников к традиционным духовным и нравственным ценно-стям народов России.
(СЛАЙД) Цель Программы — укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
В программе указаны основные направления воспитательной деятельно-сти, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагоги-ческих системах и технологиях, а также действенные программы и проекты по развитию каждого направления.
(СЛАЙД) 1. Так, например, по гражданско-патриотическому направле-нию – (СЛАЙД) это мероприятия, направленные на исследование истории природного и культурного наследия родного края, страны; развитие компетен-ций в сфере межкультурной коммуникации, толерантности; формирование уважительного отношения к труду, развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина; воспитание уважи-тельного отношения к воинскому прошлому своей страны.
(СЛАЙД) 2. В области нравственного и духовного воспитания (СЛАЙД) действенными программами и проектами могут быть программы по повыше-нию общего уровня культуры обучающихся; расширению пространства взаи-модействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравствен-ного формирования.
(СЛАЙД) 3. Положительное отношения к труду и творчеству должно вос-питываться через (СЛАЙД) ознакомление обучающихся с содержанием и спе-цификой практической деятельности; развитие навыков и способностей обуча-ющихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности; развитие представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни.
(СЛАЙД) 4. Согласно Программе развития воспитательной компоненты ОУ интеллектуальное воспитание реализуется программами и проектами, (СЛАЙД) направленными на работу с одаренными детьми и подростками, развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности; повышение познавательной активности обучающихся, формирование ценност-ных установок в отношении интеллектуального труда, создание системы олим-пиад, конкурсов, творческих проектов, мотивирующих к обучению в различных областях знаний, развитие системы выявления, поддержки талантливых и одаренных детей в различных направлениях творческой деятельности.
(СЛАЙД) 5. В области здоровьесберегающего воспитания Программой раз-вития воспитательной компоненты ОУ предусмотрены (СЛАЙД) мероприятия, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения; обеспечение условий для занятий физической культу-рой и спортом; формирование культуры здоровья; обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, информационное сопровожде-ние здоровьесберегающих мероприятий; разработка и реализация информаци-онно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодежи) направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни и т.д.
(СЛАЙД) 6. Социокультурное и медиакультурное воспитание должно обеспечиваться комплексом мер педагогического воздействия, направленные (СЛАЙД) на развитие социального партнерства, предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета, организацию цикла мероприятий, посвященных теме межнационального согла-сия и гражданского мира, с участием представителей родительской обществен-ности, педагогов, социологов, культурологов, психологов.
(СЛАЙД) 7. Культуротворческое и эстетическое воспитание предполагает использование в практике воспитания школьников программы и проекты, (СЛАЙД) направленные на развитие деятельности школьных кружков и твор-ческих объединений, организацию проведения творческих конкурсов, меропри-ятий, связанных с музейной педагогикой, с детским и молодёжным туризмом по изучению истории и культуры.
(СЛАЙД) 8. В сфере правового воспитания и культуры безопасности дей-ственными программами и проектами (СЛАЙД) могут быть программы по повышению правовой грамотности обучающихся; обеспечение безопасности обучающихся ОО; проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, комплекса мероприятий по информационной и психоло-гической безопасности; всероссийских (единых) мероприятий и акций, направ-ленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобще-ственным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности и т.д.
(СЛАЙД) 9. Актуальной остается проблема воспитания у подрастающего поколения семейных ценностей, (СЛАЙД) которое предусматривает ис-пользование программ и проектов, направленных на повышение авторитета се-мейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение за-дач, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и деду-шек», проведения дней семьи и семейных традиций, лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социоло-гами, философами, правоведами, врачами и т.д.).
(СЛАЙД) 10. Следущее направление — Коммуникативная культура – реа-лизуется (СЛАЙД) посредством комплекса мероприятий, направленных на развитие речевых способностей обучающихся, повышение уровня их ритори-ческой культуры; развитие школьных средств массовой информации таких как школьные газеты, сайты, радио-, теле- студии. Сюда же можно отнести органи-зацию лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обу-чающихся с привлечением специалистов (психологов, филологов и др.), прове-дение олимпиад, праздников и фестивалей родного и иностранных языков.
(СЛАЙД) 11. В области экологического воспитания школьников Про-граммой предлагаются проекты, (СЛАЙД) направленные на изучение реги-ональных и этнокультурных особенностей экологической культуры в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннат-ских кружков, школьных живых уголков, биологических и экологических лабо-раторий, а также программы и проекты, направленные на формирование благо-приятной и безопасной среды обитания в рамках города, двора, школы.
(СЛАЙД) Федеральным законом «Об образовании в Российской Фе-дерации» (статья 2, п. 1,2) определено, что образование – единый целенаправ-ленный процесс воспитания и обучения…», а «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нрав-ственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интере-сах человека, семьи, общества и государства».
Тем же законом (статья З, п.3) установлены основные принципы госу-дарственной политики в сфере воспитательной работы: «…воспитание взаимо-уважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, ра-ционального природопользования».
(СЛАЙД) Методологической и ценностно-нормативной основой реали-зации воспитательного компонента ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
(СЛАЙД) В документе сформулирован современный национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осозна-ющий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа, а также система базовых национальных ценностей, таких как патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; наука; труд и творчество; ценности религиозной культуры; искусство и литература; природа; человечество. Здесь же охарактеризованы основные принципы построения открытого и нравственного уклада школьной жизни.
(СЛАЙД) Общие задачи и принципы воспитания средствами образова-ния представлены в Федеральном государственном образовательном стан-дарте, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охва-тывает все составляющие образовательной системы школы, направлено на ре-ализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного за-каза на качественное и доступное образование в современных условиях.
(СЛАЙД) В стандарте для разных уровней общего образования совре-менный воспитательный идеал конкретизируется в виде «портрета выпускника» соответствующего уровня образования, представляющего перечень опреде-лённых личностных характеристик, согласованных с возрастными задачами развития обучающегося с соблюдением принципа преемственности и развития.
(СЛАЙД) Воспитательный компонент ФГОС представлен также При-мерной программой воспитания и социализации обучающихся, которая определяет цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, спосо-бы управления и контроля результативности воспитательной деятельности.
Стратегической целью Программы является обеспечение духовно-нрав-ственного становления личности подростка, его активной созидательной пози-ции, гражданской идентичности, готовности к жизненному самоопределению в процессе освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике.
(СЛАЙД) Содержание воспитания раскрыто в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного разви-тия: воспитание гражданственности, патриотизма, нравственно-этической куль-туры, ценностного отношения к образованию, творческой и познавательной де-ятельности; подготовка к сознательному выбору профессии; формирование ценностного отношения к здоровью; развитие экологической культуры лично-сти, основ эстетической культуры.
(СЛАЙД) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Россий-ской Федерации на период до 2025 года».
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в области развития социальных институтов воспитания и обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
(СЛАЙД) Среди направлений обновления содержания воспитания:
• Гражданское воспитание.
• Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
• Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
• Приобщение детей к культурному наследию.
• Популяризация научных знаний среди детей.
• Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
• Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
• Экологическое воспитание.
Таким образом, общая идея основных нормативно-правовых документов федерального уровня в области образования едина — реализация воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях в процессе обучения, вне-урочной деятельности и дополнительного образования. А эффективность реа-лизации содержания воспитания будет зависеть от педагогически обоснованного выбора современных воспитательных технологий, разнообразных форм совместной деятельности детей и взрослых, эмоциональности и событийности уклада школьной жизни, личности педагога.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.