Интеллектуальная пассивность у детей старшего дошкольного возраста. Роль игры в формировании познавательной активности ребенка

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского творчества»

 Зуева Людмила Львовна

Другие дети постоянно тянут руки и вызываются отвечать один за другим, а этот все время остается в сторонке. Все дети с интересом выполняют задание, а этого не заинтересуешь ни чем, лишь бы не трогали. В чем причины пассивности ребенка?

Педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в дошкольных учреждениях имеется значительное количество детей, к которым нужен специальный подход в процессе обучения. Особую группу таких детей составляют интеллектуально пассивные дошкольники. Эти дети не проявляют возрастной любознательности, не активны, не самостоятельны. Их устраивает, когда не трогают на занятиях. Вместе с тем, эти дети не имеют дефектологических отклонений.

Под интеллектуальной пассивностью принято понимать сниженный уровень интеллектуальной деятельности, проявляющийся в несформированности интеллектуальных и познавательных способностей у детей разных возрастов. Исследования Л.С. Славиной, Л.В. Орловой показали, что интеллектуально-пассивные дети характеризуются:

  • Недостаточной сформированностью интеллектуальных навыков и умений. Недостаточные интеллектуальные умения – это пробелы в воспитании и развитии ребенка. Значит, с ним мало занимались, ему мало объясняли что-то интересное, у него не вызвали интерес к познанию нового. Проще говоря – у ребенка не воспитали любознательность.
  • Отрицательным отношением к интеллектуальной деятельности.

Этот фактор – результат первого пункта. Если ребенок не может похвастаться своими умениями и навыками в интеллектуальной деятельности, то ему не нравится заниматься интеллектуальной работой. Ведь он не показывает в этом блестящих результатов. А значит – зачем стараться? Детям нравится заниматься тем, за что их хвалят.

  • Отсутствием познавательного отношения к действительности.

Ребенку неинтересен окружающий мир. Потеря интереса к окружающей среде случается, когда ребенку предъявляют завышенные требования, которые он в силу своих психологических или физиологических особенностей выполнить не может. И ребенок реагирует потерей интереса.

В.С. Юркевич характеризует интеллектуальную пассивность как результат отсутствия у ребенка любознательности.

Проблемы с чрезмерной пассивностью дошкольника на занятиях и в играх, отношениях со сверстниками могут быть вызваны биологическими особенностями строения нервной системы. Еще одна причина – наследственность  Нередко причины интеллектуальной пассивности связаны именно с недостатками воспитания и обучения. 

Одна из главных причин возникновения интеллектуальной пассивности в дошкольном возрасте — негативное формирование мотивационно-потребностной сферы личности, неудовлетворение базовых потребностей ребенка в свободе и игре. Все чаще мы слышим от педагогов, что игра уходит из дошкольных учреждений. Именно в игре, как ведущей деятельности, происходят главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности. Игра является своеобразной формой практического размышления ребенка об окружающей его действительности (С.Л. Новоселова). Ребенок в игре учится пользоваться полученной информацией и это становится его знанием. В игре происходит процесс, который ведет к возникновению у ребенка стремления учиться. В старшем дошкольном возрасте растет потребность в расширении круга познания и углублении имеющихся знаний, причем ребенок сам стремится получить необходимые знания через активную умственную работу. Эта потребность зарождает новый мотив собственно-познавательной деятельности.

Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в новых знаниях является важнейшей составляющей познавательной активности и учебной мотивации. В игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действий, способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуации, приобретаемый ребенком в игре, в дальнейшем приводит к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. (А.В. Запорожец).

Игра реализует потребность ребенка в достижении успеха, обусловливает возникновение таких личностных качеств, как любознательность, инициативность в поиске новых знаний и замыслов, креативность. Высокий уровень развития игровой деятельности способствует формированию интеллектуальной зрелости и предпосылок возникновения у ребенка способности усвоения теоретических знаний.

В настоящее время повсеместно наблюдающаяся тенденция к раннему обучению детей, происходит подмена игры — ведущей деятельности уроками. Нередко у родителей завышены требования к уровню интеллектуального развития своих детей. Такие «маленькие всезнайки» очень часто лишены самого главного, составляющего суть Детства — бесценного периода жизни и развития каждого человека: у них отсутствует живой, непосредственный интерес ко всему происходящему в окружающем мире, по-детски эмоциональное его восприятие.

Педагогу, реализующему программу предшкольной подготовки, следует учитывать ряд сложившихся негативных моментов:

  • Социальный заказ, в основном направлен на обучение детей навыкам чтения и письма, что приводит к искажению идеи предшкольного образования, нарушает гармоничное развитие ребенка.
  • Родители предъявляют к детям завышенные требования.
  • Применение школьных форм обучения приводит к снижению мотивации, не подходит к данному возрасту.
  • Дублирование программ подготовки к школе и начальной школы.
  • Отсутствие единой программы (нет преемственности между ОУ).
  • Превышение психической и физической нагрузки дошкольников.

Таким образом, с одной стороны, назрела острая необходимость поиска новых путей педагогического руководства игрой дошкольников и создания благоприятных психологических условий для преодоления детьми в игровой деятельности интеллектуальной пассивности. С другой стороны, необходимо напоминать родителям об истинном смысле готовности детей к школе, не связанном только лишь с отработкой школьных умений. При этом необходимо обеспечить: во-первых, учет индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей развития каждого ребенка, а во-вторых, полноценное развитие игровой деятельности дошкольников. Особое место в разрешении данной проблемы отводится раннему диагностированию таких детей и специально организованной работы с ними с целью предупреждения возможных трудностей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.